На каких основаниях может строиться преподавание отечественной истории?
Прежде всего, на нравственной основе, более того, именно нравственные уроки должны стать важнейшими целями исторического образования. Поэтому первое и главное, что может и должен донести до детей учебный предмет «История» — это любовь к своему Отечеству, к людям, на протяжении многих веков созидавшим нашу страну, к деяниям своих предков, в отечественной истории в целом. Достижение такой цели возможно только при соборном труде в этом процессе трех главных участников – авторов учебника, учителя и ученика. Если автор написал учебник по истории с любовью к своему Отечеству и сумел передать это свое искреннее чувство в немногих строках каждого параграфа, если учитель столь же искренне поделился любовью к отечественной истории на уроке, да и вне уроков, тогда ученик или ученики непременно увидят и воспримут эту искренность своих старших наставников, их искреннюю любовь к Родине и ее истории. Созидать любовь на уроках истории – вот к чему нужно стремиться и авторам учебников, и учителям, и ученикам.
В таком случае, освоение исторических знаний и развитие критического мышления у учеников — вовсе не цели, но лишь средства постижения истории. Ведь какими бы ни были исторические деяния, какой бы ни была наша история — это наша история, наше прошлое, плохое, хорошее, все равно наше.
Вспоминаются слова Александра Сергеевича Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Вот эту идею мы должны донести до наших детей на уроках истории в первую очередь. Образно говоря: сначала — любить, потом — знать, а дальше — понимать и… прощать. Ведь любовь, стоит напомнить, — это важнейшая христианская идея… Поэтому возрождение сегодня в сердцах молодых людей любви к Отечеству — это первый шаг к возрождению в их сердцах любви к Богу…
И, кстати говоря, опыт работы в школе с нашими учебными пособиями, изданными в рамках системы «Русская классическая школа», свидетельствует об удивительной вещи: если дети любят свое Отечество, любят его историю, если у них возникает чувство сопричастности к прошлому, то они и знать свою историю хотят как можно лучше и глубже, стремятся к знаниям, но не только для того, чтобы знать, а для того, чтобы понимать своих предков, осознавать смыслы исторического бытия своего народа ради… своего будущего. Ведь история — это наука, раскрывающая смысл исторического развития, а, значит, наука о том, как с помощью знания и понимания прошлого устроить жизнь настоящую и будущую во имя жизни вечной.
Об учебниках истории.
В чем главная беда большинства учебников по истории России? Нет, вовсе не в том, в чем можно было обвинить некоторые учебники 90-х годов XX века, содержащие подчас какие-то антироссийские, а то и откровенно русофобские оценки, трактовки, термины и т.д. Конечно, в большинстве современных федеральных учебников ничего подобного нет.
Проблема в другом: и отечественной исторической науке в целом, и авторам учебников в частности (в силу того, что они — представители современной исторической науки), к сожалению, до сих пор присущ западноцентрический подход к истории. Для большинства представителей исторической науки европейские страны плюс США, как порождение все той же западноевропейской цивилизации, – наиболее развитые и «цивилизованные», и общее развитие истории человечества, по их мнению, должно идти именно тем путем, по которому движутся эти страны. А все остальные страны должны повторять это развитие. Этот подход к истории России вынуждает авторов учебников, впрочем, как и многих исследователей, признавать «недоцивилизованность» России — по той простой причине, что Россия всегда была самостоятельной, отдельной цивилизацией и, соответственно, имела свои принципы и условия развития, свой путь, свои формы политической и социальной организации, экономической и общественной жизни. Но именно эта «отдельность», это своеобразие России критически воспринимается значительной частью научной среды.
Поэтому главная беда современных учебников истории России как раз и состоит в том, что они учат смотреть наших детей на собственную историю и собственную страну… глазами иностранцев, прививают нашим учащимся ценности, которые во многом мешали историческому развитию России, сталкивали Россию с ее столбовой исторической дороги.
С этим подходом к отечественной истории следует если не бороться, то, во всяком случае, его менять, и менять срочно. Что, собственно говоря, мы и предложили в рамках нашего УМК по истории России, подготовленного для образовательной системы «Русская классическая школа».
Автор: Сергей Вячеславович Перевезенцев — ведущий эксперт Российского общества политологов, доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного русского народного собора, сопредседатель Правления Союза писателей России, профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, председатель экспертного совета движения «Отцы России».