Что представляет собой политический Восток?
В основе объединения государств, защищающих суверенный интернационализм, лежит китайско-российское сближение
Источник: Независимая газета
Об авторе: Ричард Саква (на фото в центре) – британский политолог, член международного дискуссионного клуба «Валдай», профессор университета Кента, эксперт Российского общества политологов, постоянный участник мероприятий РОП.
На фото слева направо: А.Г. Дугин, Р. Саква и президент РОП А.Ю. Шутов (из архива пресс-службы РОП)
В 1945 году человечество объединилось, приняв Устав ООН, закрепивший основные принципы международных отношений. После самой разрушительной войны целью мирового сообщества было создание более совершенной системы международных отношений. «Дух 1945-го» инициировал Организацию Объединенных Наций и ее устав, впоследствии дополненный многочисленными декларациями, протоколами и конвенциями. Основополагающим принципом выступал суверенный интернационализм: защита суверенитета, приверженность многостороннему подходу в решении проблем. Но во время холодной войны международное политическое сообщество было разделено между конкурирующими блоками и системами социальной организации. Окончание холодной войны в 1989 году вселило надежду на то, что первоначально заложенные в устав принципы системы международных отношений будут реализованы и устремления 1945 года будут воплощены.
Создание конкурирующих блоков (мировых порядков) во время холодной войны помешало достижению консенсуса по фундаментальным вопросам, но когда советский блок распался, система столкнулась с новым вызовом – стремлением к глобальной гегемонии оставшегося мирового порядка, политического Запада во главе с США. Оставшийся блок претендовал на опекунские привилегии, первоначально сформулированные в терминах либерального мирового порядка, а затем в форме порядка, основанного на правилах, выходящего за рамки установленной уставом системы. Это порождало конфликты, в результате чего вторая холодная война сегодня является более сложной и опасной по сравнению с первой.
Вместо суверенного интернационализма политический Запад продвигает идею демократического интернационализма: представления о том, что существует единая модель современности, к которой должно стремиться все остальное человечество. В основе демократического интернационализма лежит однолинейная модель развития. В отношении непокорных государств принимаются те или иные дисциплинарные меры, в то время как внутри политического Запада преобладает демократизм, ограничивающий пределы допустимого с точки зрения социальной организации и международных отношений.
Система, установленная Уставом ООН, действует и по сей день, но сталкивается с беспрецедентными вызовами. Пропасть между многосторонним подходом с изложенными в документах устремлениями к миру и развитию, представленными системой устава, и конкурентными методами международной политики огромна.
В этих условиях на международной арене появляется политический Восток. Преобладание политического Запада над системой, регулируемой уставом, и многосторонними институтами глобализации в более широком смысле (включая финансовые) спровоцировало противодействие. Политический Восток – свободный союз, объединяющий государства, защищающие суверенный интернационализм. В его основе лежит китайско-российское сближение, которое является беспрецедентным феноменом. Две великие державы, которые, пожалуй, лучше назвать цивилизационными государствами, с разной, хотя и пересекающейся историей, установили сотрудничество на новых принципах. Иногда отношения этих стран называют квазисоюзническими, но в их основе лежит общий подход к международной политике.
Этот факт отражен в формулировке Совместного заявления от 4 февраля 2022 года, сделанного председателем КНР Си Цзиньпином и президентом РФ Владимиром Путиным во время их встречи на открытии Олимпийских игр в Пекине. Лидеры осудили попытку «некоторых государств» навязать свои «демократические стандарты» и подчеркнули, что Китай и Россия имеют «давние традиции демократии». В заявлении осуждается «дальнейшее расширение НАТО» и содержится призыв к Североатлантическому альянсу «отказаться от своих идеологизированных подходов времен холодной войны». Прежде всего лидеры признают главенство Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека как «основополагающих принципов, которые должны соблюдаться всеми государствами на практике». «Ни одно государство не может и не должно обеспечивать собственную безопасность отдельно от безопасности остального мира и за счет безопасности других государств» – это позиция, которую Россия отстаивала после окончания первой холодной войны.
Эту позицию можно охарактеризовать как неоревизионизм: защита международной системы, но при этом оспаривание методов политического Запада на уровне международной политики. Не все специалисты на политическом Востоке придерживаются этой точки зрения. Согласно влиятельной группе в России, разлад с политическим Западом на уровне международной политики следует усилить отказом от международной системы в целом. Это опасная позиция, которая выходит за рамки неоревизионизма и переходит в недвусмысленный ревизионизм. Однако эта точка зрения не является доминирующей на политическом Востоке. Цель состоит в том, чтобы реформировать существующую систему, а не пытаться создать новую с нуля.
Институты и организации, развивающиеся на политическом Востоке, нацелены на восстановление и возрождение основополагающего принципа устава о суверенном интернационализме, под которым сам политический Запад подписался до того, как им овладели гордыня и иллюзии, порожденные ожиданиями длительного периода однополярного господства. Политический Восток не столько антизападен, сколько постзападен. Этот факт оспаривает логику политического Запада времен холодной войны, однако признает тот вклад, который политический Запад внес в развитие системы Устава ООН.
Согласно точке зрения, по-прежнему господствующей на политическом Востоке, система устава должна работать так, как было задумано изначально. Именно этим принципом руководствовалось Движение неприсоединения во время первой холодной войны, и сегодня он отражен во всех основополагающих заявлениях организации БРИКС+. Этот принцип также находит отражение в заявлениях Шанхайской организации сотрудничества. Список входящих в эти организации стран демонстрирует функциональность концепции политического Востока. Она охватывает характерную динамику Северной Евразии (ранее именуемой постсоветским пространством), Центральную Азию, Юго-Западную Азию (прежде известную как Ближний Восток), Восточную и Южную Азии, а также глобальный Юг (некогда именуемый третьим миром). Концепция нашла отражение в Большом евразийском партнерстве (БПЭ), объединяющем интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской инициативе «Один пояс – один путь» (ОПОП).
Политический Восток отражает становление международной системы, в рамках которой в послевоенные годы проводилась деколонизация. Из 200 стран, составляющих сейчас межгосударственную систему, каждая отстаивает свой суверенитет, но многие по-прежнему обременены неоколониальным наследием. Глобальный Юг отказывается разделять подходы времен холодной войны, к которым снова прибегает политический Запад, и вместо этого обращается к принципам интернационализма, установленным уставом с целью создания основы для мира и развития. Политический Восток пребывает в стадии становления, однако уже обеспечивает основу для преодоления логики негативного мира, которой придерживается политический Запад. Задача, которую сегодня ставит перед собой формирующийся политический Восток, предполагает создание убедительной модели позитивного мира.