Ширинянц Александр Андреевич

Доктор политических наук, заслуженный профессор Московского университета, заведующий кафедрой социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова. Сфера научных интересов: история русской интеллигенции, политическая текстология. создатель и разработчик новой образовательной программы «Политическая текстология». Подробнее см. Биография

Биография

Родился 27 мая 1961 г. в г. Сырдарья Узбекской ССР в семье учителя и врача.

В 1978 г. окончил с золотой медалью среднюю школу и в этом же году поступил на философский факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Вся дальнейшая жизнь связана с Московским университетом.

Специализировался на кафедре истории социалистических учений под руководством профессоров Н. С. Федоркина и Н. И. Бочкарева.

С отличием завершив обучение, поступил в аспирантуру МГУ и в 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную творчеству идеологов русского народ- ничества — П. Л. Лаврова, М. А. Бакунина, П. Н. Ткачева «Концепция становления личности революционера в идеологии русского народничества (историко-критический анализ взглядов П. Л. Лаврова, М. А. Бакунина, П. Н. Ткачева».

В 1994 г. «без отрыва от производства» окончил факультет правоведения Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, получил квалификацию юриста.

Весной 2002 г. в результате успешной защиты диссертации «Политическая культура интеллигенции России XIX — начала XX века. Опыт концептуального анализа» стал доктором политических наук.

В 2004 г. получил звание профессора по кафедре истории социально-политических учений.

С 1981 г. работает в МГУ — сначала лаборантом, затем научным сотрудником, старшим преподавателем, доцентом, профессором, и.о. заведующего кафедрой.

С 2010 г. — заведующий кафедрой истории социально-политических учений факультета политологии.

Читает академический курс лекций по истории политических учений России:

«История политических учений: социально-политические учения России XVIII—XX века»,
«История политических учений России»,
«Введение в политическую текстологию»,
ряд лекций по истории политических учений ХХ века;

и лекционные специальные курсы:

«Методологические и методические аспекты историко-политологического исследования общественной мысли»,
«Методика подготовки квалификационной работы»,
и др.

Подготовил 19 кандидатов и одного доктора наук.

Стал инициатором создания и одним из разработчиков новой образовательной программы «Политическая текстология», организовывал многие научные конференции и круглые столы, в том числе международные. В их числе: «Политика в текстах — тексты в политике».

Является активным участником процессов кооперации и интеграции учебно-методической и научной деятельности политологов двух ведущих отечественных университетов — Московского и Санкт-Петербургского, а также зарубежных — Ягеллонского университета (Краков, Польша), Софийского университета Св. Климента Охридского (София, Болгария), Венского университета (Вена, Австрия).

Является членом Ученого совета факультета политологии, членом диссертационных советов по политологии при МГУ имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете, членом редколлегии журнала «Вестник Московского университета». Серия 12 «Политические науки», членом Президиума Совета по политологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию РФ, состоит в Союзе писателей России.

Награжден знаком отличия Министерства образования и науки «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

С 1995 г. — руководитель редколлегии университетской серии «Русская социально-политическая мысль», в которой вышли книги об Иване Грозном, К. С. Аксакове, В. А. Зайцеве, Н. М. Карамзине, П. А. Кропоткине, Н. К. Леонтьеве, П. И. Новгородцеве, Л. А. Тихомирове, и др.; с 2009 г. заместитель председателя редколлегии серии «Библиотека факультета политологии МГУ», член редколлегии журнала «Вестник Московского университета» серия 12 «Политические науки».

В 2007–2009 гг. Ширинянц А. А. участвовал в создании «Библиотеки отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала ХХ века», в рамках которой подготовил к изданию «Избранные труды» К. С. Аксакова и И. С. Аксакова, М. А. Бакунина, Н. М. Карамзина, П. А. Кропоткина, М. П. Погодина, С. П. Шевырева.

Подготовил большое количество авторских статей в различных энциклопедических изданиях, а также в литературных и общественно-политических журналах («Москва», Роман-журнал XXI век», «Российский консерватор» и др.).

Опубликовал более 200 книг и статей, посвященных истории русской социально-политической мысли XIX — начала XX в., исследованию политической культуры интеллигенции России, а также идеологии российского консерватизма. Многие труды переведены на английский, французский, немецкий, японский, сербский, болгарский, хорватский, польский языки.

Одним из первых ввел в современный контекст истории русской социально-политической мысли концептуальный анализ трудов отечественных ученых — М. П. Погодина, С. П. Шевырева, Н. И. Костомарова, М. О. Кояловича, В. И. Ламанского и др.

В авторских работах содержится анализ теоретико-методологических проблем исследования политической культуры, роли и места интеллигенции в политическом процессе, характеристика консервативных и радикальных социально-политических концепций России XIX в. Делается вывод о прогрессивности консерватизма в сравнении с нигилистическим радикализмом. Авторская научная концепция содержит обоснование, того что в рамках консерватизма всегда имел место элемент «здорового реформизма».

Многие работы написаны языком «гуманитарной политологии» (А. С. Панарин), в основе которой цивилизационная, социокультурная парадигма. Рассматривая интеллигенцию как самостоятельную социально-духовную общность, относительную целостность в триаде Народ — Интеллигенция — Власть, находящуюся «вне власти и вне народа», в своих работах акцентирует относительное единство классической русской интеллигенции, что позволяет классифицировать и анализировать различные направления русской общественной мысли на основе их социокультурной идентичности.