Источник: Sputnik Узбекистан — «Елена Шестопал: люди вступают в ИГ из-за отсутствия смысла жизни»
Автор интервью — Антон Курилкин, эксперт Российского общества политологов, политический обозреватель
За последние две недели спецслужбы нескольких стран СНГ задержали сторонников «Исламского государства» и готовящих теракты в Москве боевиков
О причинах, подталкивающих людей присоединяться к ИГИЛ, корреспондент побеседовал с заведующей кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, профессором Еленой Шестопал.
— Почему люди вообще пытаются присоединиться к ИГИЛ?
— Стремление примкнуть к радикальным движениям, особенно исламистским, связано с тем, что в обычной жизни молодые люди не находят каких-то идей и целей, которые бы придавали их жизни высокий смысл. Кроме того, любое желание человека присоединиться к какому-то движению или организации, причем к такому мощному, идеологически окрашенному, как «Исламское государство» (запрещено в РФ. — Ред.), связано не только с его идейным содержанием, но и с личными обстоятельствами человека, который испытывает одиночество, душевную пустоту, горечь утраты близких и тому подобное. Некоторым молодым людям, напротив, не хватает ярких впечатлений, принадлежности к какому-то большому делу, проекту, идее. К тому же, радикальные исламские движения имеют еще и религиозную окраску, а вера — мощный мотив. Поэтому одна из главных причин — то, что молодые люди не находят для себя в окружающей их среде ценностей, придающих смысл их существованию.
Да и сама вербовка людей в такие организации построена на техниках и технологиях, связанных с подавлением личности. Так что вопрос о том, почему люди присоединяются к таким радикальным движениям, не имеет простых ответов.
Яркий пример — Варя Караулова, девочка из хорошей семьи, студентка философского факультета. Казалось бы, чего ей не хватало? Судя по имеющейся информации, случай Карауловой связан с эмоциональной привязкой девушки к вербовщику.
— А неустроенность в жизни, финансовые проблемы могут стать причиной?
— Социальные причины — это не самый главный движущий мотив. Социальная неустроенность — одна из причин, но не главная.
Да, в бывших республиках Советского Союза находятся люди, которые пытаются решить финансовые проблемы через участие в подобных организациях. Но большая часть уезжает именно за поиском смысла. Лучше всего это видно на «добровольцах» из Европы. Часто в сети вербовщиков попадают люди, у которых хорошее материальное положение.
Вспомните, в нашей истории в революционеры шли на баррикады не только «угнетенные и обиженные», но и люди из материально обеспеченных семей. Шли они, потому что не хватало как раз глобальных идей, серьезного смысла, который бы сделал жизнь яркой и насыщенной.
— То есть молодежи просто становится скучно?
— Да. Но это не просто скука, это отсутствие крупной идеи, отсутствие идеи служения. Они идут туда, понимая, что могут погибнуть и потерять все. Но взамен этого они получают оправдание своему существованию через религиозные трактовки и в виде большой социальной идеи.
Потеря смысла существования — это глобальная проблема. Современный психоанализ давно поставил диагноз современному обществу: именно утрата смысла стала главным бичом человечества и источником большинства неврозов. Это тема философская, и хотя ее сложно измерить, она очень значима для молодых людей. Уже потом, когда появляются семья, дети, работа, такие экзистенциальные вопросы вытесняются на периферию сознания. У молодых же людей как раз вопросы смысла существования стоят на первом месте.
Сегодня часть молодежи у нас увлечена потребительскими ценностями. Но для многих этих потребительских ценностей недостаточно.
Скука — слишком простое объяснение. Человеку нужно понимать, зачем он живет. И когда государство не дает ему больших проектов, то начинаются поиски экзотичного, и когда человек находит такую идею, он ей загорается, несмотря на все противоречия.
Смотрите, ведь идея ИГИЛ очень шаткая. Но они позиционируют себя как борцов за справедливость, и это заполняет пустоту, которую не может заполнить государство, семья или друзья.
— То есть способом борьбы становится не сколько тотальный запрет информации о таких движения, сколько вытеснение таких идей из новостного пространства?
— Эту информацию нереально запретить сейчас. Молодые люди активно пользуются интернетом, и полностью заблокировать эту информацию невозможно.
Должны быть в обществе крупные позитивные цели, которые больше, чем связанные с личной жизнью задачи. Прикосновение к важным проектам, социально значимым, заполняет такую брешь. Сегодня, например, много говорят о волонтерстве — и это как раз пример такого «прикосновения». Но это не отменяет необходимости работы спецслужб, которые отслеживают экстремистов и их организации.
Никто не снимает с повестки дня борьбу с терроризмом. Но проблему одними спецсредствами не решить.
— Как можно понять близким людям, что человек попал под влияние вербовщиков?
— Это отражается на поведении, особенно когда вербуют не через запугивание, а через, скажем так, «зомбирование». Человек становится замкнутым, отгораживается от семьи и друзей.
В целом любое изменение поведения подростка, молодого человека должно настораживать близких. Изменение поведения может сигнализировать о том, что человек связался не с той компанией, как это бывает и с сектами. Это в принципе очень тревожно.
Самым простым примером является замкнутость, уход в себя, в размышления. Могут иметь место необычные высказывания. Важно объяснять людям, в каких формах могут проявиться отклонения, чтобы окружающие могли протянуть руку помощи.
——
* Экстремистская организация, запрещенная в Российской Федерации