Кто мы? Куда движемся? На каких принципах нам необходимо дальше строить русскую цивилизацию? Эти и многие другие вопросы обсуждались в Волгоградской консерватории (институте) им. П. А. Серебрякова в рамках научно-практической конференции «Культура, искусство, образование: диалоги о «Русском мире». Отличительной особенностью форума стало то, что на одной площадке встретились представители разных областей знания: философы, политологи, искусствоведы, музыканты, культурологи и многие другие. Все вместе они постарались определить место нашей страны в быстро меняющихся реалиях современности.
Источник: Московский комсомолец
Вектор дискуссии задала ректор Волгоградской консерватории им. П. А. Серебрякова О. Осадчая с осмысления понятия «Русский мир», определение сути которого сегодня в контексте острого противостояния России и Запада стало особенно актуальным. Спикер отметила, что сам термин возник еще в середине XIX века, но предметом всестороннего анализа и осмысления стал в веке XXI. Считается, что он обрел некоторую концептуальную определенность в трудах философа Петра Щедровицкого и его сторонников. Щедровицкий указывает на то, что в XX веке под воздействием мировых войн и революций на планете сложился «Русский мир» как сетевая структура больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке.
С иной точки зрения рассмотрел концепт «Русский мир» профессор Волгоградского государственного университета, доктор философских наук, эксперт Аналитического центра Российского общества политологов Александр Леонидович Стризое – тема его доклада на пленарном заседании звучала «Русский мир» как социокультурный проект».
– В XX веке на фоне процессов глобализации мы видим уникальный опыт культурной экспансии, – начал выступление профессор Стризое. – Прежде всего – англосаксонской. Например, после столетий колониального владычества в Индии индийская интеллигенция на вопрос о том, какой язык они считают родным, говорит, что английский. Англо-американская массовая культура стала проблемой для многих стран.
Немецкий институт Гете занимается популяризацией немецкого языка и культуры за рубежом. В конце XX века началась грандиозная ориенталистская экспансия – сначала японская, потом китайская. На фоне этих культурных экспансий Россия просто должна с тем капиталом, которым она обладает, развернуть отечественный проект под названием «Русский мир».
Александр Леонидович озвучил точку зрения, что в эпоху глобальных культурных изменений экспансия – это единственный способ самосохранения.
Чем же может привлечь представителей других наций «Русский мир»? Во-первых, русская культура имеет богатейшую традицию нравственно-экзистенциальных исканий, смысложизненной проблематики. В эпоху глобализации и глобального кризиса вопрос «для чего жить?» становится первостепенным.
– Многие почему‑то считают, что, кроме Толстого и Достоевского, никто такие вопросы не ставил. Но ведь это не так, и в русской культуре XX века можем найти массу интересных попыток задать его. Мы часто и справедливо ругаем социалистический реализм за грубые идеологизированные поделки. Это так. Но идея социалистического реализма в целом состояла в том, чтобы найти свет в конце тоннеля, ответить на вопрос, для чего стоит жить, сформировать некие позитивные ориентиры в жизни человека. Я думаю, русская культура может предложить ответы на этот вопрос, – пояснил свою мысль Александр Стризое.
Также он обратил внимание на удивительную пластичность и неконфликтность русской культуры. Так, за всю историю в России никогда не было традиций этноконфессиональных конфликтов, вызревших «снизу». Широкие слои населения, где были представители христианства, мусульманства и буддизма, очень хорошо и мирно уживались между собой. В Европе шли страшнейшие, кровопролитнейшие религиозные войны, а в России этого не было. Если же говорить о высокой, креативной культуре, то она имеет очень серьезную традицию художественного отражения Востока, причем на уровне классических образцов. Европа запуталась в своих отношениях с мусульманством, а Россия этот опыт накопила, и в этом наше преимущество перед культурой европейской и американской.
– И самое главное – русская культура никого ничему не учит, насильственно не осчастливливает. Она просто приглашает к обмену мнениями, – подвел итог своим мыслям профессор Александр Стризое.