Оригинал материала: Независимая газета — «Столица Калмыкии стала площадкой для общения исламских духовных лидеров»
Муфтии большинства регионов юга России приехали 24 декабря 2018 года в Элисту, чтобы принять участие в работе круглого стола «Укрепление межконфессиональных отношений в Республике Калмыкия». Исламские религиозные деятели высказали пожелание сделать встречи в рамках Элистинского круглого стола регулярными. Глава Калмыкии Алексей Орлов пообещал ежегодно собирать в столице республики муфтиев из российских регионов.
Фото: ng.ru
В заседании круглого стола, организованного при участии Калмыцкого отделения Российского общества политологов (РОП), приняли участие представители исламского духовенства почти из всех регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, Москвы, министры правительства Калмыкии, депутаты Народного хурала (Заксобрания) республики, представители местной буддистской общины и Русской православной церкви (РПЦ).
«Это стало уже доброй традицией нам с вами встречаться в Элисте, как братьям, как людям, разделяющим общие ценности, – сказал Алексей Орлов во время встречи с муфтиями. – Первую такую встречу мы провели в ноябре 2017 года, и она получила широкий резонанс. Сегодня Калмыкия становится центром межконфессионального притяжения всего Северного Кавказа, всего юга России».
По словам Орлова, «Россия сегодня встает на ноги, заявляет о себе как о стране, которая будет определять международную политику, и многим это не нравится»: «Поэтому будут предприниматься попытки ослабить Россию, ослабить составляющие ее народы, столкнуть людей разных религиозных убеждений. Мы этого не должны допустить».
Главу Степной республики поддержал вице-спикер Народного хурала, первый секретарь республиканского комитета КПРФ Николай Нуров, отметивший, что «Калмыкия, как и вся Россия, многонациональна, многоконфессиональна», а для властей не только Северного Кавказа, но и Нижнего Поволжья «работа по укреплению добрососедских отношений между людьми разных национальностей и вероубеждений является безусловным приоритетом».
Муфтий Карачаево-Черкессии, председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа, член совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Исмаил Бердиев отметил важность формирования общероссийской идентичности, как условия стабильности общества.
«В советское время мы все были советскими людьми, не разделяли друг друга по национальностям. И это было правильно. Почему же в итоге советское общество развалилось? Потому что веры там не было. Но там было много хорошего, что надо применить сегодня и к нашей жизни. Например, необходимо укреплять ощущение у наших граждан, что все они являются россиянами, вне зависимости от национальности и вероисповедания», – сказал Исмаил Бердиев.
О важности воспитания духовности у граждан современной России говорил и муфтий Калмыкии Солтанахмед Каралаев: «Сегодня мы поднялись даже на Луну. Но при этом у нас не хватает духовности». Религия, по мнению лидера калмыцких мусульман, играет ключевую роль в духовном, нравственном воспитании человека.
Президент Международной исламской миссии Шафиг Пшихачев напомнил участникам круглого стола цитату из Корана, согласно которой «люди были созданы разными, чтобы они познавали друг друга»: «Сегодня уже поздно говорить о толерантности – как терпении друг друга, мы этот период давно прошли. Мы должны любить друг друга и должны придерживаться принципа соработничества – как формулы организации многонациональной и многоконфессиональной жизни в России». По словам Шафига Пшихачева, «Россия – это наша общая историческая судьба»: «Мы, разные народы, должны содействовать процветанию друг друга, тем самым обогащая себя духовно, ведь без духовности никакое общество не может развиваться. Сегодня нам всем нужно братское соработничество на благо России».
«Важен не просто диалог сегодня, а именно соработничество, – сказал в своем выступлении муфтий Республики Северная Осетия-Алания Хаджимурат Гацалов. – Надежная система безопасности в обществе и государстве создается только постоянным соработничеством людей разных национальностей и конфессий».
О важности совместных действий для человеческих сообществ говорил также заместитель муфтия Республики Адыгея и Краснодарского края Азамат Хустов: «В исламе есть один принципиальный момент – объединение. Это и сила, и добро, и безопасность».
Муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев передал участникам круглого стола приветствие главы республики Рамзана Кадырова, отметив, что «атмосфера в Калмыкии очень благожелательная» и выразив надежду, что «следующая встреча религиозных деятелей в Элисте пройдет уже при закладке первой в этой республике мечети». «Желай людям то, что желаешь себе, и ты будешь полноценным мусульманином, – подчеркнул Салах Межиев. – Есть «мединская конституция», следование которой обязательно для каждого верующего, и эта конституция точно и ясно определяет, как надо относиться мусульманам к людям других вероубеждений».
Духовный лидер мусульман Чечни напомнил об активных попытках врагов ислама исказить сущность многих религиозных принципов, в том числе джихада – как справедливой борьбы мусульман в защиту своей веры: «Это мы наблюдали в практиках ИГИЛ (организация запрещена в РФ), которые являются путем шайтана, путем Иблиса».
Чеченского коллегу поддержал муфтий Кабардино-Балкарии Хазраталий Дзасежев, по словам которого, «причиной терроризма и экстремизма является искажение религиозной традиции».
«Нам нужны верующие, богобоязненные люди, – сказал в своем выступлении заместитель муфтия Ставропольского края Магомед Исламов. – Нужно, чтобы люди понимали, что на чужом горе в рай не попадешь. А именно это пытались практиковать сторонники ИГИЛ – проекта, который был привнесен в исламское сообщество извне, в том числе, теми силами, которые не хотят видеть Россию сильной».
Первый заместитель муфтия Республики Дагестан Абдулла Салимов отметил важность коммуникаций мусульман не только между собой, но и с людьми других вероубеждений: «Верующий мусульманин этот тот, кто склонен к общению».
Замдиректора московского Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Вячеслав Полосин поддержал идею строительства мечети в Калмыкии: «Это не только дополнило бы букет межконфессионального мира республики. Когда нет мечети, то люди, стремящиеся получить религиозные знания, получают их не там, где надо. Как показывает практика, мечеть – это определенная гарантия безопасности и для верующих и для общества».
Ректор Северо-Кавказского исламского университета имени Имама Абу Ханифы Шарафудин Чочаев отметил важность проблемы получения молодыми людьми достоверного религиозного знания: «Нередко получение знаний об исламе происходит в социальных сетях, где у молодежи голова идет кругом от разброса мнений и оценок. В итоге они просто не знают, кого слушать. Нередко днем они слушают муфтиев в мечетях, а ночью сидят в Интернете и читают, неизвестно что. Вот из такой неразберихи потом и появляются радикалы и экстремисты».
По итогам дискуссии 24 декабря 2018 года ее участники приняли декларацию Элистинского круглого стола, подтвердив стремление сделать встречи и обмен мнениями муфтиев юга России в столице Калмыкии регулярными. Ожидается, что следующий круглый стол духовных исламских лидеров пройдет в Элисте осенью 2019 года.
«Затронутые в ходе круглого стола в Элисте сюжеты крайне важны, – сказал декан факультета политологии МГУ имени Ломоносова, сопредседатель Российского общества политологов (РОП) профессор Андрей Шутов. – Они важны, прежде всего, для формирования гражданской идентичности, о чем говорили 24 декабря многие духовные исламские лидеры. Идентичность – это слагаемое, идущее от общности языка, национальных культур. И то, что люди исповедуют определенную религию, это также некая скрепа, которая формирует идентичность. В любом обществе идентичность формируется через диалог, через коммуникацию, общение. И в истинном, неискаженном исламе мы видим огромный потенциал сотрудничества и конструктивного взаимодействия».
По словам Андрея Шутова, «к сожалению, в мире сейчас есть силы, которые хотят продвинуть свою версию ислама, имеющую слабое отношение к подлинным исламским традициям, включающим в себя уважение людей друг к другу, уважение к старшим, добрососедство, сотрудничество с людьми других конфессий и т.д.»: «Этими силами насаждаются радикальные версии ислама, которые, на самом деле, к традиционному, подлинному исламу не имеют никакого отношения. Радикализм превращают во внерелигиозную веру, под которую ищут новых адептов, используя самые современные технологии, прежде всего, Интернет. И этим деструктивным процессам необходимо противостоять, о чем и говорили участники встречи в Элисте».
«Люди сегодня все чаще тянутся к традиционным, гуманным ценностям, в том числе исламским. И это нужно поддерживать, используя самые разные конструктивные площадки и формы», – отметил Андрей Шутов.
Автор: Медиаэксперт Российского общества политологов Андрей Серенко