25 сентября 2020 года на площадке Московского педагогического государственного университета в рамках Международной научной конференции, при поддержке Министерства просвещения Российской Федерайции и Российского военно-исторического общзества «75-летие Великой Победы: память, уроки, противодействие фальсификациям» прошел круглый стол «Геноцид народов: трагедия эпохи Второй мировой войны».
На круглом столе с докладом «Российское кино о Великой Отечественной войне: между историческим повествованием и политической диверсией» выступил исполнительный директор Российского общества политологов, профессор кафедры истории и теории политики МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук Игорь Иванович Кузнецов.
В работе круглого стола приняли также приняли участие учёные, преподаватели высшей школы, эксперты, представители органов государственной власти и общественных организаций, в том числе члены Общественной палаты Российской Федерации, представители Российского исторического общества, Российского военно-исторического общества, Фонда «История Отечества», участники Всероссийского проекта «Без срока давности», преподаватели педагогических вузов – членов Ассоциации развития педагогических университетов и институтов, представители педагогического и родительского сообщества.
Свое выступление И.И. Кузнецов посвятил проблемам ухода из жизни последнего поколения ветеранов и тружеников тыла, связанным с этим сокращением возможности непосредственной передачи опыта, и как следствие — возросшему значению семейных традиций и общих социальных практик памяти: поминовение, парад, кино, песни.
ПОСМОТРЕТЬ ПОЛНУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ДОКЛАДА
Исполнительный директор РОП заключил, что в российском кинематографе существенно меняется репрезентация Великой Отечественной войны. Происходит отход от литературной основы, большее внимание уделяется к деталям, обозгначилось стремление создать на военном материале блокбастер (например, «танковый цикл» – «Танки», «Несокрушимый» и «Т-34»). Также произошел переход к «сериальному формату» (телесериалы «Истребители», «Диверсант», «Апостол», «Ликвидация» и другие).
Эксперт отметил ревизионистскую линию в новых фильмах в позднесоветское время, выразившуюся в попытках переработки «проработки прошлого», стремлении сформировать новый миф о Великой Отечественной войне («победили вопреки власти», советское «уступило русскому», пафос «неисчислимых жертв», неподготовленной к войне армии и роли политических репрессий 1930-х гг.).
В 2000-е годы, по мнению И.И. Кузнецова, наблюдаются попытки отойти от ревизионизма и создать новое кино о войне, появляются новые сюжетные линии («Собибор», «Свои», «Поп»). Причем, при всем при этом, постсоветское кино о Великой Отечественной войне не смогло стать альтернативой классическим фильмам, о чем, согласоно опросам общественного мнения, говорит и сам зритель.
На основании проведенных исследований, И.И. Кузнецов в конце своего выступления призвал к разработке стратегии по привлечению внимания детей и юношества к советским картинам, возможно – через выстраивание метапредметных связей в школьном и вузовском образовании, в виде последовательной цепочки мероприятий в сфере: истории – литературы – мировой художественной культуры – географии – обществознания.
В ходе круглого стола участниками были определены и другие проблемы и перспективы деятельности в сфере сохранения исторической памяти об актах геноцида в отношении советских граждан в период Второй мировой войны. В частности, прошло обсуждение проблемы массового убийства советских граждан в период нападения немецко-фашистских захватчиков, формирования правдивой информации об истории Великой Отечественной войны и военных преступлениях против населения Советского Союза, противодействия попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны и оправдания совершенных преступлений, необходимости сохранения исторической памяти о трагедии советского народа и неотвратимости наказания за военные преступления.
На фото: эксперт РОП Беклямишев Владимир Олегович - ведущий координатор проектов Фонда «История Отечества», член Правления Российского исторического общества