Эксперт Российского общества политологов — член бюро президиума Всемирного русского народного собора, профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор исторических наук Сергей Вячеславович Перевезенцев — телеканалу «Спас» о Русском мире, его выходе на новый уровень и обретении, вселенского масштаба, а также об основе и составе Русского мира, ядре и центре, о задаче русских.
Также на тему: «Русский Мир» в XXI в.: проблемы идеологического осмысления — эксперт РОП С.В. Перевезенцев
Эксперт РОП С. Перевезенцев о смирении, свободе, Русском мире и Киево-Печерских святых
Текст выступления:
События последних нескольких лет, начавшихся с Русской весны и возвращения Крыма в родную гавань, свидетельствуют о том, что история русской цивилизации, образно именуемая Русским миром, только начинает выходить на новый уровень, приобретать новый, по сути дела, вселенский масштаб.
Конечно, и сегодня, и завтра всех нас ждут нелегкие времена. И многое будет зависеть от того, насколько мы, русские люди и все народы России, способны выдержать уже начавшиеся и еще предстоящие испытания.
В этих условиях крайне важным становится осмысление окружающей нас реальности, то есть формулирование целей и смысла исторического развития нашей страны и всего мира.
Операция в данном случае следует на собственный, исторический российский опыт, вобравшийв себя опыт жизни многих народов и культур в едином государстве, едином историко-культурном пространстве, единой истории.
Духовно-политическое и идейное наследие Русского мира свидетельствует – путь к благодатному историческому развитию должен основываться на триаде традиционных идеалов:
— нравственная чистота,
— социальная справедливость, или, как ее на Руси всегда называли – правда, и
— духовно-политическое единство народов.
Об этом нам свидетельствуют отечественная история, труды русских мыслителей, пророчества православных старцев, деятельность лучших русских правителей, то есть всех тех, кого обычно называют консерваторами, а по-русски хранителями.
В русском хранительстве главное – не насаждение унифицированных правил существования и мыслей, как, к примеру, в либерализме, но хранительство жизни во всем ее многообразии, во всех ее проявлениях.
…Как писал 200 лет назад известный русский литературный критик Николай Николаевич Страхов, «чтобы ничего не переносить, ничему не подражать, а всё развивать из того, что есть, и не разрушая того, что есть», и, если несколько перефразировать другого русского мыслителя XIX столетья Константина Николаевича Леонтьева – сохранить мир в состоянии цветущей сложности!
Именно русское хранительство помогает нам более точно понять, что же это такое – Русский мир. Давайте попробуем определиться.
А русские – это цивилизационный государствообразующий народ Русского мира. И вот это признание цивилизационно-образующей роли русского народа – вовсе не признание каких-то особенных прав русских, как частенько пытаются об этом говорить.
Нет, наоборот. Это признание особых обязанностей русских, согласие с особой его обязанностью в деле созидания многонародного Русского мира, жертвенное служение Русского народа общему благу.
Восемь лет назад в родную гавань вернулся Крым.
А вот каким может стать Русский мир в XXI веке – это наш общий, отдельный большой разговор, который мы обязательно продолжим. Это наше отдельное большое общее дело.
Сергей Вячеславович Перевезенцев — эксперт Российского общества политологов, доктор исторических наук, профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова